Как общаться со слабослышащими правила и этика

Как общаться со слабослышащими: правила и этика

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Современные технологии достигли невиданных высот. Мы уже давно не представляем свою жизнь без ежедневной и постоянной коммуникации, без общения с близкими по телефону и новостей, получаемых всеми возможными способами – по телевизору, в социальных сетях и через различные мессенджеры. Смартфоны и компьютеры для нас являются настолько же привычными предметами обихода, как ножи и вилки.

Люди с нарушенным слухом сегодня имеют максимум возможностей для пользования высокотехнологичными устройствами коррекции слуха – слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами. Производители сурдотехники предлагают технические средства реабилитации на любой вкус и кошелек, а процесс слухопротезирования уже давно является стандартной великолепно выверенной процедурой. Тем не менее, иногда возникает парадоксальная ситуация: глухой или слабослышащий человек наотрез отказывается от слуховых аппаратов, а некоторые из них преподносят отсутствие слуха окружающим как преимущество.

О некоторых возможных причинах подобного отрицания рассказывает доцент ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э.Баумана, президент «Центра Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей» Эмилия Ивановна Леонгард .

Нейросенсорная глухота – диагноз медицинский. Но многие люди с таким диагнозом считают его приговором на всю жизнь. Глухой – это инвалид, и такое положение их вполне устраивает, некоторые даже гордятся этим: «Да, я глухой, я инвалид!»

Множество глухих школьников, студентов, молодых людей (вчерашних школьников) ходят по улицам, посещают общественные места БЕЗ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ. Они вообще ими не пользуются! Они не хотят слышать! Давайте посмотрим, как такие люди воспринимают окружающий мир.

Что «слышит» глухой человек

Для нормальной жизнедеятельности каждого человека у него должны функционировать все органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорения, ощущения веса). У глухих, не пользующихся слуховыми аппаратами, активированы не все, а только пять или даже четыре органа чувств: у неслышащих отсутствует слуховое восприятие и нередко нарушено равновесие. (При нейросенсорной глухоте (и тугоухости) из-за «поломок» в слуховом анализаторе часто страдает вестибулярный анализатор, поскольку оба анализатора входят в рецепторный аппарат внутреннего уха.)

Читайте также:  Шевеление плода при беременности норма на каком сроке частые сильные

Посредством зрения глухие воспринимают не окружающий мир, а только ту его часть, которая находится перед ними. «У глухих нет спины». Этим образным выражением мы подчеркиваем, что глухой человек без аппаратов не знает, что происходит за его спиной, если в это время там нет источника вибрации (от транспортных средств, от лифта, холодильника, хлопнувшей двери и т.д.).

При межличностных контактах непротезированные глухие пользуются зрительным восприятием. Что же они видят? Меняющееся выражение лица говорящего и его эмоции, артикуляцию и естественную жестикуляцию, часто сопровождающую речь. Однако большинству глухих это не позволяет понимать речь собеседника. Следовательно, самостоятельно осуществлять социальные контакты они не могут и, как следствие, в этих ситуациях оказываются в зависимости от каких-либо помощников или посредников, например, сурдопереводчиков.

  • Не слышат голосов людей ни в семье (голоса, плача, смеха своего ребенка, голосов членов семьи), ни за ее пределами (в детском саду, в школе, вузе, на работе, в магазине).
  • Не слышат бытовых звуков: шума льющейся из крана воды; кипения воды в чайнике; прикосновения ложки к тарелке во время еды; шаркающих ног (шаркающая походка присуща многим глухим из-за нарушений вестибулярного аппарата); шуршания бумаги; звонка в дверь; телефонного звонка; музыки и т.д.
  • Не знают звуков улицы и звуков природы: предупреждающего звонка трамвая; подъезжающей за спиной машины; объявлений в транспорте; потрескивания дров в печке или в костре; завывания ветра; стучащего в окно ливня; предупредительного окрика; шума волн; пения и криков птиц; лая собак; мурлыкания кошек.

«Неслышащие глухие» (в отличие от «функционально слышащих» протезированных глухих) не имеют представления о том, что почти все, с чем они сталкиваются ежедневно, имеет звуковое сопровождение: скрип, скрежет, бульканье, шипение, звяканье, шелест, шуршание. То есть «звуковых красок» мира, «радуги звуков» для них не существует. Вокруг них «живет» тишина, а извне на них действуют лишь тактильные и вибрационные раздражители.

Отсутствие звуковых впечатлений не только обедняет и ограничивает представления глухих о мире, в котором они живут, но и препятствует накоплению словаря. То есть если нет представления – нет и слова, которое его обозначает. Для глухих не наполнены значением, например, такие слова, встречающиеся в текстах: вода булькает (бульканья они не слышали); дрова трещат; ветер завывает, воет; бумага шуршит, листья шуршат; волны шумят; ударившийся о землю мяч вылетел за пределы поля (ударившийся не то же самое, что упавший: падение мы воспринимаем зрением, а удар – слухом).

«Звучащий мир» состоит не только из шумов и бытовых звуков. Огромное место занимает в нем РЕЧЬ. Отсутствие речевого слуха у непротезированных глухих детей отрицательно влияет на их речевое, когнитивное и социальное развитие.

Чего же лишаются глухие при восприятии речи говорящих?

Они не слышат голос, не различают его силу и высоту, как следствие, не знают, как говорит человек – громко, тихо или что-то шепчет. По мимике лица, напряжению мышц лица и шеи глухой может предположить, что человек говорит громко или даже кричит. Однако воздействие на собеседника, влияние на его настроение оказывает сила голоса, то есть именно те детали, которые глухой не слышит. Смех, радостное возбуждение, осуждение, гнев. Все эти виды голосовой деятельности глухим недоступны!

Большое лингвистическое и социальное значение имеет интонация. С лингвистической точки зрения функция интонации заключается в определении законченности или незаконченности предложения. Этого глухой воспринять не может – для него артикуляция, движения губ монотонно длятся до того момента, пока движения губ не прекратятся. Другой не менее важной функцией интонации является определение модальности высказывания – различение повествования, вопроса и восклицания. Интонация – еще и один из существенных факторов экспрессивной окраски высказывания. И вот этого состояния из-за отсутствия слуха глухие испытать не могут. По этой причине они часто не могут адекватно оценивать эмоциональное состояние и настроение собеседника. Это же является одной из причин эмоциональной незрелости даже взрослых глухих. И, конечно, такое положение дел осложняет социальные контакты непротезированных глухих.

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Отсутствие речевого слуха плохо влияет и на фонетическую сторону речи глухих. У них отсутствует интонация, поэтому их речь монотонна; голоса бывают неестественно низкими или неестественно высокими (фальцетными). Это отрицательно сказывается на разборчивости и внятности речи глухих. У них отмечается много дефектов звуков; особенно грубые из них – закрытая и открытая гнусавость, сонантность и призвуки (мбамба или баба вместо «мама»; юп, япка вместо «суп», «шапка»; задарасатавуйте, сытол вместо «здравствуйте», «стол»). Поэтому многие глухие стесняются говорить: они привыкли к тому, что их понимают с трудом или вообще не понимают. Глухие без аппаратов себя не слышат и корректировать свое произношение не могут.

Есть еще очень важная потеря для нормализованного развития глухих: в их мозг не поступают звуковые речевые сигналы. В норме (в том числе и у протезированных глухих) они поступают не только в главную слуховую область – височную долю, но и в несколько других зон. Происходит активизация нейронной системы, нейроны передают звуковую информацию в разные отделы мозга (не только в речевые), и мозг активно работает. У «неслышащих» же глухих слухоречевые связи в мозге отсутствуют.

Итак, мы рассмотрели, чего лишены глухие – дети, молодые люди и взрослые, которые не хотят слышать . Почему это происходит? Причина достаточно банальна – они не знают, чего лишены . Однако это должны знать те, кому поручена судьба таких людей с самого раннего возраста. Таким образом, мы подошли к самой главной причине возникновения описанной ситуации – к медико-педагогическому непрофессионализму или, попросту говоря, браку.

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Медицинский аспект проблемы

До сих пор в разных городах нашей страны диагностика нарушений слуха производится поздно (несмотря на большие успехи постнатальной диагностики, осуществляемой в родильных домах многих городов). «Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в сурдологопедических кабинетах регионов России показал, что диагностика тугоухости и глухоты проводится несвоевременно: дети в возрасте до одного года составляют лишь 5% от общего числа обследованных; в возрасте от 1 года до 3 лет – 14%; около трети детей (28%) берется на диспансерный учет в возрасте от 3 до 7 лет; у 30% детей нарушение слуха выявляется в возрасте от 7 до 14 лет; от 14 до 18 лет – лишь у 23%». Следствием поздней постановки диагноза становится позднее слухопротезирование и позднее начало слухоречевой абилитации.

Однако даже после установления диагноза ребенок не всегда сразу получает слуховые аппараты: некоторые сурдологи советуют подождать (чего?!) или просто не рекомендуют пользоваться ими. Они не убеждают родителей в том, что даже при небольшой потере слуха развитие маленького неговорящего ребенка происходит с отклонениями от нормы. Из-за того, что ребенок «недослышит», он начинает отставать от слышащих сверстников по уровню развития речи (словарному запасу, грамматике, пониманию обращенной речи, по качеству собственного произношения), что, в свою очередь, ведет к появлению личностных комплексов и боязни быть непонятым во время игры со слышащими детьми и другим абсурдным ситуациям. Родителям кажется, что постоянное ношение слуховых аппаратов «ухудшит» (?!) слух их ребенка. В результате ребенок растет «в тишине». К чему это приводит, описывалось уже в начале статьи. К сожалению, подобных сценариев поведения взрослых людей по отношению к маленьким детям встречается немало.

Нередко причиной отказа в ношении слуховых аппаратов становится их настройка. Из-за некорректно настроенных аппаратов дети испытывают дискомфорт и даже болевые ощущения, а потому они категорически не желают носить аппарат/аппараты.

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Между тем именно врачи и в первую очередь сурдологи, владеющие полной информацией обо всех типах и характеристиках современных слуховых аппаратов и имплантов, закладывают фундамент для выхода глухих детей из тишины. Люди слышат мозгом, и для его нормализованной работы человек должен получать полноценную звукоречевую информацию. Именно поэтому необходимо помнить о том, что каждый день жизни ребенка «без слуха» ведет к накоплению тех нарушений развития, о которых сказано выше, и компенсировать которые с течением времени будет все труднее. Одним из последствий такого неграмотного поведения взрослых будет то, что по мере взросления детям все сложнее будет понять и оценить пользу от постоянного ношения слуховых аппаратов.

Чем позже ребенок слухопротезирован, тем труднее ему переключаться со зрительного восприятия звуков окружающего мира, в том числе и речи, на слуховое и слухозрительное. Существенную роль на этом сложном этапе перестройки всегда играет сурдопедагогическая абилитация (реабилитация).

К сожалению, достаточно часто встречаются случаи неправильного подбора слуховых аппаратов, когда ребенку предлагается не тот аппарат, который необходим для его абилитации, а тот, который имеется в настоящее время в кабинете слухопротезирования. Будет ли такое устройство полезно ребенку? Ответ, на наш взгляд, очевиден. В некоторых случаях отторжение слуховых аппаратов может произойти из-за некомпетентности слухопротезиста. Результатом его действий снова может стать отрицание, и глухой ребенок не сможет пользоваться аппаратами и, как следствие, научиться понимать «звучащий мир».

Читайте также:  Признаки инфаркта у мужчин симптомы сердечного приступа первая помощь

Сурдопедагогическая сторона проблемы

Грамотное слухопротезирование – важное, но не единственное условие нормализации слухоречевого развития глухих детей. Абилитация должна начинаться сразу после установления диагноза и почти одновременного слухопротезирования. Этому требованию следует большинство сурдопедагогов, однако и здесь встречаются специалисты, не осознающие всю важность слухоречевой реабилитации.

Немало глухих выпускников дошкольных учреждений, школ и колледжей не пользуются слуховыми аппаратами, хотя и имеют их: они их не носят или носят эпизодически. Между собой такие дети общаются жестами и значительную часть учебного материала воспринимают с помощью дактилологии и языка жестов, сопровождаемого артикуляцией. Это свидетельствует о том, что сурдопедагогам и школьным учителям совершенно не важно, есть ли у учащегося слуховой аппарат (слуховые аппараты) или нет, в рабочем ли он (они) состоянии, т.е. слышит ли ученик важную информацию или аппарат просто играет роль «пробки» в ухе. В этих условиях глухим слух не нужен. Не нужен слух глухих учеников и учителям, поэтому все занятия они проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры, без FM-систем или радиоклассов.

К сожалению, до сих пор часть сурдопедагогов не связывает постоянное пользование слуховыми аппаратами и развитие речевого слуха с когнитивной деятельностью, с вовлеченностью в этот процесс мозга. Поэтому с детьми не проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха, их не учат слушать и слышать речь. О последствиях такого отношения мы уже писали выше.

Не озабочены наличием у своих детей слуховых аппаратов и родители. К сожалению, во многих случаях они не получают от сурдопедагогов рекомендаций о необходимости слухопротезирования, когда приводят своих детей в образовательное учреждение (детский сад, школу или колледж) без аппаратов.

Вследствие того, что слуховая и слухоречевая системы в таких условиях формироваться не могут, у учащихся, как правило, наблюдается низкий уровень как разборчивости речи (звукопроизношения), так и ее внятности (доступности пониманию окружающих). Помимо имеющихся дефектов звуков страдают просодические компоненты речи: интонация, ударение, темп, ритм, мелодика, паузы, сила, высота, модуляция голоса, тембр и др., которые несут и семантическую нагрузку.

Не получая от ношения слуховых аппаратов никакой пользы, поскольку отсутствует понимание речи даже с помощью слухозрительного (а не только слухового) восприятия, вместо понимания смысла речи глухие ощущают только хаос звуков. Они испытывают к слуховым аппаратам отрицательное отношение и вообще не хотят слышать. Их вполне устраивает жизнь в тишине и пользование дактилологией и языком жестов. К сожалению, не последнюю роль в формировании такой позиции глухих учащихся и молодых людей играют те, кто обязан им помогать – сурдологи, сурдопедагоги, учителя. Как люди слышащие, они, по-видимому, просто не задумываются о том, чего лишаются глухие, живущие в тишине.

Вместо заключения

Сегодня, в век высоких технологий, когда глухие люди получают новые возможности вырваться из тишины и стать «функционально слышащими», отрицание пользы слухопротезирования недопустимо. Глухой человек, как и все остальные, имеет право пользоваться достижениями науки и техники, реализовывать языковые, когнитивные, коммуникативные и профессиональные способности. В наше время глухота не имеет права быть «социальным вывихом» (Л.С. Выготский), а сурдопедагогика давно перестала быть наукой «узкой». Современные сурдопедагоги должны знать о достижениях в смежных областях знаний, которые касаются абилитации и реабилитации людей с нарушением слуха: аудиологии, нейрофизиологии, лингвистики, психологии.

Это важно, поскольку многолетняя отечественная и зарубежная практика использования глухими слуховых аппаратов, а теперь и имплантов, дает прекрасные результаты. В России работает большое число аудиологов, сурдологов, сурдопедагогов (в реабилитационных и диагностических центрах, в детских садах и школах), воспитателей, учителей, благодаря профессионализму которых тысячи глухих стали полностью «функционально слышащими», владеющими разборчивой и внятной устной речью. Они стали профессионалами в разных областях производственной и хозяйственной деятельности и их жизнь ни в чем не отличается от жизни других, слышащих людей.

Есть ли реальный шанс у специалистов «достучаться» до отрицающих слухопротезирование? Да, безусловно, он должен быть в каждом конкретном случае.

Материал подготовлен в сотрудничестве со специалистами
ГК «Исток-Аудио» и сети Центров хорошего слуха «Радуга звуков».

Я слышу, но не четко: нужен ли мне слуховой аппарат?

Какую жалобу чаще всего слышат врачи-сурдологи от своих клиентов? «Я слышу голос, но не могу разобрать слова».

Если вам знакомо это ощущение, когда вы слышите человеческую речь, но не можете ее понять, то, возможно, вы страдаете расстройством слуха

Слуховое расстройство или тугоухость затрагивает, прежде всего, не уши, а головной мозг. Именно он интерпретирует поступающие в уши звуки в понятные нам слова. Симптомы тугоухости, равно как и ее степень (от легкой до тяжелой) могут варьироваться от человека к человеку. Но в большинстве случаев, особенно у пожилых людей, имеет место умеренная тугоухость, при которой возникают проблемы с восприятием высокочастотных звуков.

Главным симптомом высокочастотной тугоухости является затруднение восприятия речи, в особенности – в шумной окружающей обстановке

«Вы сказали «фазан» или «сазан»?

Результаты проверки слуха выводятся на график – аудиограмму.

При высокочастотной тугоухости кривая слуха на аудиограмме имеет вид полого горного склона: от нормального слуха на низких частотах до слабого – на высоких

Люди с такой формой тугоухости отчетливо слышат низкочастотные звуки, например, раскаты грома. Однако по мере повышения частоты звукового сигнала (пример – высокие женские или детские голоса) их слух ухудшается, и кривая слуха на аудиограмме устремляется вниз.

Гласные звуки (А, Е, И, О, У и т.д.) произносятся на низких частотах, в то время как согласные, такие как С, Ф, Т, Ш, В, К, П и т.д. – на высоких. При высокочастотной тугоухости человек хорошо слышит гласные звуки, что позволяет ему определить наличие и источник звука. Но согласные звуки путаются или выпадают из области восприятия. Человек слышит «кот» вместо «пот», «фазан» вместо «сазан», «соль» вместо «боль» и т.д.

Трудности восприятия речи

При высокочастотной тугоухости трудности с восприятием речи возникают даже в относительно спокойной окружающей обстановке, но в шуме или когда несколько собеседников говорят одновременно, становится практически невозможно что-либо понять. В результате человек с тугоухостью начинает избегать оживленных мест и шумных компаний. Общение с окружающими становится крайне обременительным в силу многих причин:

  • Проблемы с поддержанием разговора (речь слышится, но не воспринимается).
  • Сложности восприятия речи при телефонных разговорах.
  • Трудности с просмотром телевизора (даже при увеличении громкости).
  • Восприятие детских и женских голосов усложнено из-за обилия в них высокочастотных звуков.
  • Прослушивание музыки не приносит прежнего удовольствия вследствие искажения звучания, особенно на высоких частотах.
  • Речь окружающих кажется невнятной.
  • Развивается слуховое утомление (временное снижение слуховой чувствительности, развитие физической и психоэмоциональной усталости).

Какие могут быть последствия? Не самые приятные:

  • Члены семьи, друзья и коллеги по работе могут раздражаться, т.к. им кажется, что вы слушаете их невнимательно.
  • Ваша супруга (или супруг) могут обвинить вас в избирательности слуха («когда тебе надо – ты слышишь, а когда мне надо – притворяешься, что нет»).
  • Вы вините всех окружающих в невнятности речи.
  • Иногда вы неправильно отвечаете на вопрос, т.к. не смогли уловить суть реплики собеседника.
  • Вам сложно понять смысл шуток и розыгрышей: вы можете не к месту рассмеяться, или, наоборот, не реагируете, когда собеседник ожидает от вас улыбки.

В результате оставленная без лечения тугоухость наполняет вашу жизнь непониманием, неловкими ситуациями и конфликтами.

Успешно прошли проверку слуха, но все равно плохо слышите?

Если вы прошли проверку слуха, по результатам которой сурдолог уверяет, что с остротой вашего слуха – полный порядок, но, тем не менее, вы продолжаете испытывать трудности с восприятием речи – не отчаивайтесь, такое тоже бывает. Ряд патологических состояний не затрагивает непосредственно органы слуха, но сказывается на слуховом восприятии.

Скрытая тугоухость

Скрытая тугоухость – потеря слуха, которая не обнаруживается при стандартных слуховых тестах, фокусирующихся на проблемах в ухе. Ее корни лежат глубже: она затрагивает нейрональные синапсы, передающие звуковые сигналы от уха к головному мозгу.

Нарушение слухового восприятия

Нарушение слухового восприятия (в разных источниках – нарушение слуховой обработки, расстройство процесса обработки слуховой информации и т.д.), как и скрытая тугоухость, также проявляется тем, что по всем показателям человек имеет нормальную остроту слуха, но испытывает трудности с восприятием речи в результате поражения нервных структур, отвечающих за звукопередачу. Чаще диагностируется у детей, чем у взрослых.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также могут отмечаться трудности с восприятием речи в результате того, что головной мозг не в состоянии справится с переизбытком звуковых сигналов, включая шумовое воздействие.

Слуховой аппарат может помочь в каждом из указанных случаев, т.к. он позволяет эффективно сфокусировать слуховые усилия на человеке, речь которого наиболее важна для вас в этот момент (например, профессор, читающий лекцию).

Плохой слух – это ненормально

Если при проверке слуха у вас была диагностирована высокочастотная тугоухость, то вам может помочь слуховой аппарат. Он усилит высокочастотные звуковые сигналы, в то время как низкочастотные останутся на прежнем уровне. Вы заметите улучшения в восприятии речи с первых дней ношения слухового аппарата. Более того, вы станете слышать высокочастотные звуки, которые вследствие вашего недуга долгое время оставались вне вашего восприятия, например, пение птиц, звуковой сигнал микроволновой печи, телефонный звонок.

Читайте также:  Смесь от запоров для новорожденных

Тугоухость успешно лечится: пути к эффективной ее коррекции давно известны и широко используются в медицинской практике. Главное – не терять время и вовремя обратиться за помощью к специалисту.

Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей

Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.

Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Виды

Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:

  • элективный;
  • психогенный;
  • эндогенно-психотический.

Элективный мутизм

Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.

Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.

Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.

Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.

Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.

Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.

На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.

Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.

Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.

Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.

Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.

Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.

Эндогенно-психотический мутизм

Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.

Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.

Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Избавление от расстройства

Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.

Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:

  • психотические средства для снятия напряжения, купирования страха;
  • физиопроцедуры для расслабления мышц шеи и речедвигательного аппарата, которые ребенок напрягает в ситуации планируемого общения;
  • психотерапия. Изначально рекомендована индивидуальная терапия для установления контакта с маленьким молчуном. Но в дальнейшем все-таки следует переходить на групповую форму. Нахождение в коллективе способствует установлению социального контакта и раскрепощению. Групповая терапия может проходить в форме театральных постановок. Обязательна семейная психотерапия.

Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:

  • если малыш не вступает в общение более 1 месяца;
  • наличие речевых проблем при определенных обстоятельствах;
  • ребенок слышит и понимает, что ему говорят, интеллект сохранен. Пытается общаться жестами, письмом;
  • отсутствие дефектов речедвигательного аппарата.

Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.

Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.