Сонливость за рулем

Девушка зевает за рулем

Больше половины автомобильных аварий происходит совсем не из-за алкогольного опьянения водителей. Наоборот, они стали намного осторожнее в вопросе нахождения за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Главная проблема состоит в том, что часто автолюбители переоценивают свои силы и садятся за руль не выспавшимися или уставшими.

При поездке по улицам города такое состояние может не усугубиться благодаря наличию лежачих полицейских, перекрестков со светофорами и звуковых сигналов, доносящихся из соседних машин. На трассе происходит обратное. Монотонное движение, отсутствие попутчиков, однообразный ландшафт может спровоцировать сонное состояние. Тогда водитель может просто уснуть за рулем, а автомобиль отправиться в ближайший кювет.

Причины возникновения сонливости за рулем

Человеческий организм не может работать в постоянном активном режиме. Ему нужен периодический, регулярный отдых. Но, даже при самых благоприятных обстоятельствах, после хорошего сна и отдыха, водитель может случайно уснуть за рулем. Причинами такого состояния могут служить следующие аспекты.

Наличие заболевания

Хронические и инфекционные болезни. Организм не успевает восстановить силы, в том числе и после принятия некоторых медицинских препаратов. Происходит сбой в работе иммунной системы и организму требуется отдых.

Малокровие (анемия). Заболевание характеризуется недостаточным питанием организма молекулами кислорода. Органы и головной мозг начинают испытывать гипоксию. Появляется вялость, головокружение, снижение физической и психической активности, организм просто хочет уснуть и отдохнуть.

Атеросклероз церебральных сосудов. При болезни нарушается обмен веществ в тканях головного мозга, появляется самопроизвольная сонливость.

Нарколепсия. Заболевание еще не до конца изучено, но оно провоцирует не просто сонное состояние. В любой момент человек может оказаться в обморочном состоянии.

Интоксикация. Некачественная еда, химикаты, ядовитый смог, алкоголь, наркотики могут спровоцировать отравление организма, что приведет к сонливости за рулем.

Эндокринные патологии. Снижение уровня выработки гормонов надпочечников и сахарный диабет характеризуются проявлением повышенной утомляемости.

Травмы головного мозга. Последствия могут сыграть злую шутку с водителем даже по истечении нескольких лет.

Физиологические факторы

недосыпание (если человек спал в сутки меньше 7-8 часов, шанс уснуть за рулем возрастает в разы);

беременность (женщинам, ожидающим ребенка, нужно быть крайне осторожными, садясь за руль);

работа органов пищеварения после еды (для переваривания сытного обеда нужен кислород, поэтому мозг переходит в режим экономного расхода, отдавая большую часть органам пищеварения. Это приводит к тому, что организм хочет спать);

стрессовая ситуация (происходит выброс кортизола и адреналина в кровь. Вырабатывающие эти гормоны надпочечники истощаются и требуют восстановления, человек чувствует упадок сил и хочет спать).

Это основные причины возникновения сонливости. Если у водителя имеется хоть одна из вышеперечисленных причин, нужно быть особенно внимательным, отправляясь в дорогу, особенно в ночь и на длительное расстояние.

Признаки засыпания за рулем, на которые стоит обратить внимание

Мужчина спит на руле

Иногда у уставшего водителя могут возникать галлюцинации. Это один из признаков засыпания за рулем, на который стоит обратить внимание. Галлюцинация не является основным сигналом, так как встречается далеко не у всех. Водителю стоит быть особо внимательным к своим ощущениям, если он:

начинает часто мигать;

зевать;

пропускать знаки и повороты;

выезжать на встречную полосу;

не успевать перестраиваться в другой ряд.

У засыпающего начинают закрываться глаза, ему становится тяжело держать голову прямо. Чтобы смахнуть с себя надвигающийся сон, водители останавливаются, делают физические упражнения, разминают шею, наклоняют голову, громче включают музыку. Это не помогает. Помогает только сон, и это проверено.

Сонливость за рулем, что делать?

Парень уснул в машине

Сон, сон и еще раз сон. Пусть недолгий, в течение нескольких минут, поможет вернуть организм в рабочее состояние. Нужно заехать на ближайшую парковку, откинуть водительское кресло и просто поспать. У опытных водителей, не только дальнобойщиков, но и тех, кто часто ездит в командировки на легковом транспорте, обязательно есть в машине маленькая подушечка. Некоторым хватает пяти минут для отдыха, кто-то засыпает на несколько часов. В этот период стоит полностью довериться организму. Он сам знает, сколько потребуется времени для восстановления.

Следующие лайфхаки о том, как побороть сонливость за рулем, основаны на утверждениях бывалых водителей, которые намотали по отечественным дорогам не одну тысячу километров:

Кофе. Натуральный, заварной, крепкий напиток способен прогнать сон на ближайшие пару часов. У метода есть свои недостатки. Во-первых, нельзя пить кофе сразу после еды, эффект будет прямо противоположный. Во-вторых, нужно постоянно пополнять запасы хорошего кофе. Производители предлагают огромный выбор среди моделей автомобильных кофеварок. Они работают от прикуривателя и очень удобны в эксплуатации.

Энергетики. Энергетические напитки употребляют практически все более-менее молодые водители. Пожилые, зная их отрицательное влияние на желудок, печень и поджелудочную железу, лучше предпочтут чашку кофе или поспать. В энергетиках содержится большое количество кофеина, которое тонизирует организм и не дает ему заснуть в течение 1-2 часов.

Фрукты и орешки. Вот уж чем нужно запастись в дорогу, так это цитрусовыми и семечками. Корки лимона можно выложить на панель управления (в какой-нибудь чашке). Их аромат тонизирует организм с помощью органов обоняния. Постоянное щелканье семечек сконцентрирует внимание водителя, и он будет внимательнее смотреть на дорогу.

Энергичная музыка. Музыканты называют ее грувом. Это, когда под мелодию непроизвольно начинаешь качать головой, постепенно подключая все части тела. Не обязательно это должна быть дискотека 80-х. Многие рэп, рок, фанк, джаз композиции обладают подобным эффектом. Водитель сам в состоянии подобрать для себя репертуар, который будет ему интересен и не даст уснуть.

Попутчик. Самый идеальный вариант – разговорчивый пассажир. Главное, чтобы он сам не уснул, поэтому обсуждать можно все темы, начиная с результатов последних спортивных матчей, заканчивая решением житейских ситуаций.

Короткая остановка. Никогда не повредит просто остановиться на стоянке и сделать небольшую пробежку или пару физических упражнений.

На состояние водителя могут повлиять и другие внешние воздействия. Например, холодный воздух. Если нет возможности выходить на улицу, чтобы подышать, можно зимой убавить температуру печки, а летом включить кондиционер. Прохладный воздух производит тонизирующий эффект на мозг. Такого же результата можно достичь с помощью холодной воды. В обоих случаях продолжительность свежести будет недолгой. Но в безвыходных ситуациях можно продержаться некоторое время.

Есть водители, которые принимают тонизирующие медицинские препараты. Они продаются в аптеках и созданы на основе кофеина и таурина. Эти средства лучше энергетиков, но увлекаться ими тоже не стоит. Кофеин возбуждающе действует на нервную систему, чрезмерное его употребление приводит к истощению и психической нестабильности. Также появились тонизирующие таблетки с женьшенем. Препараты занимают немного места в бардачке автомобиля, помогают продержаться за рулем в течение 12 часов. Водителям следует принимать таблетки заранее, так как они начинают действовать не сразу.

Тонизирующие ароматы являются еще одним средством от возникновения сонливости. Особенно помогают ароматы хвои и цитрусовых. Перед дальней поездкой следует обновить освежитель. Можно сделать его самостоятельно, налив в закрепленную на панели емкость немного эфирного масла. Подобная ароматерапия поможет выдержать перегон в течение 6-8 часов.

Психологи советуют постоянно переключать внимание, не концентрироваться на дорожном полотне или однообразном ландшафте. Рекомендуется осматривать проезжающие мимо автомобили, фиксировать знаки, обращать внимание на достопримечательности.

В качестве дополнительных средств можно использовать жевательную резинку, жевательные конфеты – одним словом всё, с помощью чего можно двигать челюстями. Если совсем становится сонливо, а останавливаться совсем не хочется, то можно воспользоваться самыми радикальными мерами – применить нюхательный табак или нашатырь. Аммиак быстро приведет в чувства. От табака начинается чихание, которое, как известно, прочищает мозг и заставляет его работать. Для людей, страдающих анемией и другими заболеваниями, связанными с нехваткой кислорода, желательно иметь в машине кислородный баллон. Они продаются в магазинах медтехники.

Если ничего не помогает, надо поспать. Дальнобойщики применяют метод лестницы. Сон разбивается на сеансы по 20 минут в дневное время. Метод проверен, но действенен только для физически здоровых людей.

В пути захотелось спать – гоним сон с помощью правильной остановки. Как это – «правильной»?

Повод для написания этого материала довольно грустный: с начала сезона отпусков уже второй мой товарищ попал с трассы прямиком в больницу с компрессионным переломом позвоночника. Оба оказались там по простой причине – перевернулись на крышу после того, как уснули за рулём. Однако никаких советов о борьбе со сном сегодня не будет: у меня по этому поводу есть определённое мнение, которое изложу чуть ниже. А поговорим о совсем другой вещи: как правильно останавливаться на трассе.

Один из этих двух товарищей как-то спрашивал меня: как ты можешь проезжать по полторы-две тысячи километров за один присест и не засыпать? Мол, поделись секретом. Я ответил, что никакого секрета тут нет, есть одна только дурь. Иногда, правда, есть крайняя необходимость, но чаще – просто дурь. И никаких советов на тему «Как не уснуть за рулём» я никогда давать не буду. Я не знаю ни одного человека, который смог бы победить сон. Можно грызть семечки, пить лимонный сок с кофе или орать во всё горло песни, но сон в итоге всё равно победит. Поэтому если тянет в сон, нужно останавливаться у ближайшего мотеля и спать. В крайнем случае можно поспать и в машине – это всё равно лучше, чем ехать с закрывающимися глазами. И ни в коем случае нельзя доверять своему организму, который вроде бы сам по себе не отключается, и «я всегда пойму, что сейчас усну, поэтому за рулём не усну никогда». Все, кто засыпал за рулём, думал точно так же. Борьба со сном – самое бесполезное занятие на свете. Каким бы сильным борец не был, сон всё равно победит. Так что сутки за рулём без сна – это очень опасно и довольно глупо.

Другое дело, что иногда путь не слишком далёк, но в сон всё равно потянуло. Такое часто происходит при двух обстоятельствах: если долго ехать за другой машиной или лететь по платной трассе с минимальным трафиком и крайне унылой однообразной картиной за стеклом. Вот такое сонливое состояние прогнать не только можно, но и нужно. И сделать это несложно – достаточно сделать правильную остановку. Именно правильную! Начать нужно с поиска места.

Место встречи

Ясно, что останавливаться можно только в разрешённых ПДД местах, поэтому ни о какой остановке на автомагистрали речи быть не может. Но даже среди тех мест, где теоретически остановиться можно, всегда есть выбор удачных и неудачных позиций. Поэтому как только начинает тянуть в сон, начинаем выбирать место для остановки.

Читайте также:  Диспареуния у женщин симптомы лечение

На хороших трассах нет ничего лучше организованного места отдыха. Это, конечно, вариант идеальный, но не всегда достижимый. Поэтому постараемся найти ещё какое-то приемлемое место.

Вставать на обочине – это не лучшая идея. Гораздо безопаснее будет искать какую-то второстепенную дорогу, на которую можно свернуть со своей полосы. И уже на этом этапе начинается первая попытка победить сонливость: концентрация внимания при поиске поворота на второстепенную дорогу (или «отворотку», как говорят некоторые водители) требуется заметно выше, чем при движении по своей дороге. Поэтому волей-неволей уже начинаешь просыпаться.

После того, как дорога найдена, сворачиваем на неё и встаём на обочине. Чем дальше от проезжей части – тем лучше. Выходим из машины и приступаем к решительным действиям, которые помогут одолеть не только сон, но и предстоящий путь до финиша.

Сели-встали

Я для себя выработал некоторую последовательность действий, которая помогает провести время остановки с максимальной пользой. Для меня всегда важно убить двух зайцев одновременно: размяться и устроить машине беглый осмотр. И то, и другое помогает довольно быстро почувствовать себя бодрее. Поэтому приступаем к проверке автомобиля.

Начнём с того, что отойдём от него немного в сторону, присядем и посмотрим под машину. Ничего нигде не капает? Прекрасно. Но лучше присесть ещё пару раз: приседание полезно само по себе, а внимательность при осмотре на предмет каких-нибудь подтеканий ещё полезнее. Кстати, не удивляйтесь, если что-то всё же будет капать: обычно на летней трассе с дренажа кондиционера подтекает водичка – обычный конденсат. Это нормально.

Второе упражнение – ходьба с наклонами. Настоящие водители помнят, как это делать: надо ходить вокруг машины и трогать диски колёс. Можно, конечно, не наклоняться, а ещё раз поприседать, не суть важно. Важно щупать диски. Тут проверяем несколько вещей – тормозные механизмы и ступичные подшипники. Если что-то неисправно, диск будет горячим. Небольшое замечание: тёплым он имеет право быть, горячим – нет. Если все диски одинаково тёплые, то всё хорошо. Если один из них горячее, нужно будет разбираться, что идёт не так. Скорее всего, подклинивает суппорт, а на трассе по нагреву эту неисправность обнаружить проще всего.

Заодно можно попинать колёса. Говорят, это нужно делать, чтобы отлепить… ой, чтобы проверить давление в шинах. Ну, давление так проверить, конечно, не получится, но если какая-то шина спустила уже сильно, заметить можно. Но главное, опять же, это физическая активность. Заодно можно посмотреть, на месте ли все шпильки или гайки колёс.

На этом внешний осмотр можно закончить. Открываем капот и смотрим, как дела под ним.

Чисто, сухо и не пахнет

Сразу после открытия капота нужно принюхаться к воздуху: нет ли запаха гари или масла? Если нет, можно приступать к осмотру.

Долго тут разглядывать нечего, но кое-что проверить нужно обязательно. Во-первых, уровень охлаждающей жидкости (антифриза). Конечно, открывать бачок не надо (можно здорово обжечься), и нет необходимости проверять уровень антифриза по меткам. Его нужно проверять на холодном моторе, поэтому достаточно убедиться, что антифриз в бачке есть. Если даже он ниже минимального уровня, паниковать не надо. Скорее всего, после остывания мотора антифриз вернётся на своё место. Насторожить должен только пустой бачок.

А вот уровень масла нужно проверить тщательно. Даже исправные моторы во время «прохвата» по трассе могут немного подъедать масло. Криминального в этом ничего нет (хотя, конечно, намного спокойнее, если мотор не ест масло совсем), но допускать падение уровня масла ниже отметки min на щупе ни в коем случае нельзя. Особенно если есть плохая привычка ездить по трассе на высшей передаче и на минимальных оборотах мотора для экономии топлива. В таком режиме маслонасос сам по себе может работать не в полную силу, и если уровень масла низкий, можно запороть вкладыши коленвала. Так что уровень должен быть в норме.

Как его проверять, рассказывать не буду, но две вещи напомню. Первое – это необходимость дать маслу время, чтобы стечь в картер. Поэтому проверку уровня масла можно начинать только минут хотя бы через десять после остановки (после осмотра колёс и всего остального, о чём говорили выше). Второе – это горизонтальность площадки, на которой стоит машина. По-хорошему, уровень масла всегда надо проверять именно на строго горизонтальной площадке, поэтому нужно убедиться, что машина стоит ровно. Некоторые моторы очень критически относятся даже к небольшим наклонам, и это надо учитывать.

Пока капот открыт, можно долить «омывайку». После чего его можно закрыть и завершить осмотр проверкой ближнего света или дневных ходовых огней.

Понятно, что ничего крайне важного (кроме, пожалуй, уровня масла) в этой проверке на остановке нет. Но если закинуть в бардачок небольшой чек-лист (подтёки снизу, диски колёс, гайки/шпильки колёс, посторонние запахи под капотом, антифриз, масло, «омывайка») и методично на остановке пробежаться по списку, сонливость уйдёт точно. Ну и за машину будет спокойнее, что тоже приятно и полезно.

И ещё немного

Во время всех этих проверок нужно попытаться сосредоточиться именно на них, а не на чём-то, о чём думали за рулём. Смена объекта внимания на остановке важна не менее, чем физическая активность. Желательно подходить к этому вопросу тщательно. Я, например, растягиваю удовольствие, натягивая перчатки, в которых удобнее хвататься за колёсные диски или масляный щуп. А после проведения осмотра будет нелишним помыть руки и умыться. После этого практически всегда приходит состояние приятной бодрости.

Однако надо заметить, что если приступы сонливости повторяются часто, всё-таки придётся остановиться на сон. Даже двадцать минут сна непосредственно на водительском кресле значительно снизят шансы вырубиться прямо на дороге – они перебьют такой затягивающий сон.

К сожалению, остановки бывают и вынужденным. Это тема для другого разговора, но если мы уж говорим про остановки, на всякий случай напомню: вынужденная остановка на дороге – это очень и очень опасно. Если во время движения почувствовали, что с машиной происходит что-то не то (появился непонятный звук, изменилась тяга мотора, изменилась управляемость, загорелся «чек»), нужно сразу же перестроиться правее, ближе к обочине. В этом случае, даже если машина заглохнет, всегда можно успеть перестроиться на обочину. И даже на обочине лучше будет высадить из машины пассажиров и отвести их подальше от дороги. Ну а саму машину нужно обозначить аварийкой и знаком аварийной остановки. В тёмное время суток – и габаритными огнями. Если нужна помощь, смело вешайте на боковое зеркало светоотражающий жилет: последнее время эта просьба о помощи часто не остаётся незамеченной. Кто-нибудь обязательно поможет.

А закончу повторением сказанного: хочется спать – спите. Остановка с осмотром машины поможет один-два раза, и если за это время доехать до финиша не получилось, лучше не рисковать ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров и соседей по потоку.

Как водителю правильно выспаться перед дальней дорогой

Каждый водитель, отправляясь в дальнюю дорогу, старается хорошо выспаться. Еще бы! По статистике, четверть всех ДТП на загородных трассах связаны с переутомлением водителей.

Но как тут заснешь, если предстоящая дорога – это всегда стресс? Кому-то не дают заснуть волнения и переживания, кто-то все время держит в уме, что ему надо не забыть сделать, плюс эйфория перед долгожданной поездкой. Наконец, окончательно добивает семья или прочие спутники, которые тоже волнуются, создают тревожный эмоциональный фон и все время хотят поговорить об этом. К моменту, когда голова касается подушки, нервы так напряжены, что заснуть просто невозможно! О том, что с этим делать, рассказали психологи и врачи-сомнологи (специалисты, занимающиеся патологией сна).

Секрет первый. Составляйте списки задач

Оказывается, нам не дает уснуть наш внутренний «реактивный человек». Вот как это происходит. Утром у нас все идет по плану и мы думаем, что все дела и сборы закончим рано, и ляжем спасть вовремя. За расстановку приоритетов, осознанность выбора, критический анализ и силу воли отвечают лобные доли мозга. За день лобные доли устают и начинают работать куда хуже. Человек становится безвольным, ведомым, отвлекается на мелочи, по десять раз возвращается к одному и тому же, никак не может заставить себя все это закончить. Такое поведение психологи называют «реактивным». Стоит человеку в этом состоянии «на минутку» залезть в компьютер по делу – и он зависает там на два часа, не в силах оторваться от просмотра всякой ерунды. Как результат – ложится поздно, с ощущением, что он упустил что-то важное и чего-то не сделал. Закрыв глаза и силясь уснуть, он в сотый раз прокручивает в голове все свои предотъздные переживания, не давая мозгу покоя. И, как следствие, не высыпается перед дорогой.

Как правильно выспаться перед дальней дорогой

Бороться с этим можно, говорят психологи. Составляйте с утра списки дел по приоритетам. Должно быть два списка: «сделать до отбоя» и «отложить до завтра». Чтобы ограничить себя по времени, ставьте «напоминалку» – скажем, на 20.00. В это время будильник в телефоне напоминает, что пора сделать паузу и свериться со списком приоритетов. Через пять минут просмотра вы, скорее всего, выясните, что все дела можно отложить на завтра или просто отложить на неопределенный срок. Если нет, то дайте себе еще полчаса. За это время вы должны закончить все неотложное. Такие списки дают уверенность, что перед дорогой ничто важное не окажется забытым. А значит, человек не перегружает память и чувствует себя спокойнее и увереннее. Знает, что все действительно важное он сделал.

Секрет второй. Как победить тревоги и опасения

Чтобы снизить уровень тревоги, психологи советуют хорошо изучить дорогу, которую предстоит осилить. Можно почитать форумы, отзывы, советы других путешественников, рассмотреть карту, наметить, где вы будете останавливаться для отдыха, где можно поесть и посетить туалет. Когда в голове все разложено по полочкам, то уровень тревоги снижается во много раз.

То же самое стоит делать со страхом перед непредвиденными ситуациями. Психологи утверждают, что самый большой страх мы испытываем перед неизвестностью. Поэтому любым опасениям стоит посмотреть прямо «в глаза» и изучить их как можно более подробно. Это позволит наметить план, как вы станете действовать, если что-то пойдет не так. Соберите заранее все необходимые инструменты и расходники. Выясните, в каких местах по пути вашего следования самые большие промежутки между населенными пунктами, и где в этих районах расположены автосервисы. Наконец, запаситесь телефонами экстренных служб. Проделав все это, вы с изумлением обнаружите, что тревоги действительно отступили. Так что не стесняйтесь просчитывать все ходы заранее. Вот увидите, насколько увереннее и спокойнее вы от этого станете!

Читайте также:  Вредно ли МРТ для организма

Секрет третий. Сколько нужно спать

Сомнологи установили, что для того, чтобы отлично выспаться перед длинной дорогой, нужно не прерывать фазы сна. Многие знают, что есть фаза «быстрого» сна, когда человек видит сновидения, и фаза «медленного» сна, когда мозг завершает процессы обработки информации и происходит по-настоящему глубокий, полноценный отдых. Первая длится полчаса, вторая — час. После каждого цикла организм запрашивает разрешение на пробуждение. Если можно не вставать, то нервная система запускает следующий цикл отдыха.

Для того, чтобы встать по-настоящему бодрым, продолжительность сна должна быть кратна полутора часам. Именно столько занимают вместе две фазы сна – «быстрая» и «медленная». То есть выспаться можно за шесть, семь с половиной или девять часов. А вот 8 часов сна, которые обычно по старинке рекомендуют врачи — плохой вариант. Ведь вставать придется посреди очередной фазы сна. И вы будете чувствовать себя разбитым, с ощущением, что вовсе не отдохнули.

Как правильно выспаться перед дальней дорогой

Если вы планируете отправиться в дорогу ночью, можно использовать относительно короткий сон в течение 3 часов (это 2 цикла). Но ложиться в этом случае надо в 18 или 19 часов. В это время как раз одолевает сонливость. Тогда, выехав в 23 часа, вы будете вполне в состоянии ехать примерно 6 часов, не чувствуя усталости. Однако на рассвете вам нужно прерваться и снова поспать, ведь полного отдыха у вас не было.

По исследованиям сомнологов, чтобы высыпаться полноценно, надо минимум 4 цикла, но лучше 5−6 циклов ночного сна. Допустим, перед дорогой вам достаточно 5 циклов. Это 7,5 часов сна. Добавьте 15 минут на засыпание и получится, что необходимо лечь за 7 часов 45 минут до подъёма.

Секрет четвертый. Ритуалы, помогающие «включить» ночной режим

Конечно, никаких гарантий, что 15 минут вам хватит на засыпание, нет. Но шансы на это многократно возрастают, если за полтора-два часа до этого вы начнете готовить свой организм ко сну. К этому времени вы уже должны просмотреть список приоритетов, закончить все неотложные дела, а остальные решительно выкинуть из головы, отправив их в список с пометкой «подождут до завтра», ну, или «совсем подождут». Ужин тоже уже позади. Он должен быть легким, чтобы не перегружать пищеварение, но и не чувствовать голод. Итак, что нужно сделать.

  • Примерно за час до укладывания яркий свет надо приглушить, оставив слабое освещение желтого спектра. Пусть организм поймет, что пора вырабатывать малатонин – гормон сна.
  • Проветрите комнату. Конечно, кислородное голодание ведет к сонливости, но это совсем не тот сон, который нужен для восстановления. Лучше оставить щелку для проветривания на всю ночь.
  • Никакого чая на ночь! Последнюю жидкость вы можете выпить за полтора часа до сна, иначе мочевой пузырь скорее всего разбудит вас не вовремя.
  • Не включайте телевизор и компьютер: они перегружают психику и не дают мозгу перейти в фазу сна. То же самое относится к громкой и слишком энергичной музыке.
  • Вечерние гигиенические процедуры, включая умывание и чистку зубов, символизируют окончание дневных хлопот и помогают правильно настроиться.
  • Очень хороша перед сном расслабляющая ванна – теплая, но не горячая. Главное не заснуть прямо там, чтобы не перебить сон.
  • Можно почитать в постели что-нибудь не слишком увлекательное, лучше чуть скучноватое или «нужное» – то, что можно отложить в любой момент, не жалея об этом.
  • Иногда телу бывает трудно расслабиться, если мышцы не получили за день достаточной нагрузки. Лежа в постели, поздно заниматься физкультурой. Но обмануть организм все же можно. Попробуйте по очереди сильно напрячь мышцы тела, начиная с конечностей. Задержите их в этом состоянии так долго, как сможете. После этого медленно расслабьтесь.

Секрет пятый. Как быстро заснуть

Если вы примерно час посвятили ритуалу перехода ко сну, то с засыпанием обычно проблем не бывает. Тем не менее, есть еще несколько как очевидных, так и совсем не очевидных приемов.

  • Отключите телефон, попросите домашних о том, чтобы они вас не беспокоили. Тишина – это важная составляющая. При необходимости используйте беруши.
  • Удостоверьтесь, что в вашей спальне темно. Мелатонин вырабатывается только в полной темноте, так что не нужно никаких ночников, и даже индикаторы приборов лучше чем-нибудь накрыть.
  • Убедитесь, что вам тепло, но не жарко. Особенно важно, чтобы в тепле были руки и ноги. При необходимости не ленитесь надеть носки. Это такая мелочь, но чуть подмерзшие ноги иногда не дают заснуть часами!
  • Выкинуть из головы назойливые мысли хорошо помогает концентрация на дыхании. Ученые доказали, что когда наш вдох равен по продолжительности выдоху, то наши эмоции остаются на том же уровне. Если увеличить длину вдоха, то это приводит к разгону эмоций, ведь так мы обычно дышим при физических нагрузках. Чтобы успокоить себя, отвлечь и переключить на сон, надо, наоборот, увеличивать длительность выдоха. Поэтому несколько минут дышим так: вдох на три счета, и выдох на три счета. Концентрируемся на дыхании. Затем вдох оставляем прежним по длительности, а выдох делаем на четыре счета, и снова концентрируемся на дыхании. Казалось бы, такая ерунда, но ведь гарантированно помогает заснуть!

Как правильно выспаться перед дальней дорогой

И последнее – для хорошего самочувствия вам важно проснуться в «быструю» фазу сна. Те, кто всегда встают в одно и то же время, тренируют свой организм, и он сам подстраивается, чтобы на время подъема выпадала нужная фаза. Именно поэтому множество людей просыпается за пару минут до будильника и успевает отключить его. Если у вас нет такой счастливой способности, можно использовать «умные будильники». Сейчас есть множество приложений к смартфонам, которые распознают, в какой вы фазе сна, и будят вас в тот момент, ближайший к заданному времени подъема, когда сон перейдет в «быструю» фазу. «Умные будильники» есть также и в фитнес-трекерах, и в «умных часах».

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Впереди лето – прекрасная пора путешествий, в том числе странствований на автомобиле. Многие россияне полюбили туризм на колесах. Ведь ты максимально свободен: сам решаешь, сколько проехать, где остановиться и что посмотреть, куда заехать по пути и как изменить маршрут. Можешь совершить сразу большой перегон и оказаться в новом прекрасном месте, а можешь тихонько ехать, наслаждаясь видами окрестных деревенек и заезжая то к реке, то полюбоваться необычным храмом, то купить изделия народных промыслов или, скажем, попробовать местные сыры.

Заранее планируйте маршрут

«Те, кто пробовал путешествовать на машине, знают, какое это удовольствие, – говорит технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. – Но как не омрачить это удовольствие? Пожалуй, самая главная опасность в дальней дороге – уснуть за рулем. Чем это грозит, наверное, лишний раз объяснять не надо. Случиться такое может и с новичком в автомобильных путешествиях, и с матерым автотуристом, намотавшим десятки тысяч километров. Железное правило – всякий раз садиться за руль только выспавшимся и бодрым! А для этого необходимо правильно спланировать маршрут, выделяя достаточно времени на периодические остановки. Не нужно стараться ехать «до упора», пока не начнешь клевать носом. Гораздо правильнее заранее выбрать места для ночевок с таким расчетом, чтобы хватило времени как следует выспаться перед тем, как продолжить путь. Лучше даже с запасом!».

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Путешествия на автомобиле – это совершенно особая степень знакомства со страной, а иногда и целым регионом. «Накатав более 60 000 километров по дорогам Европы, США и Северной Африки, я определила для себя некоторые правила, – говорит блогер, путешественница Елена Бурдюгова. – В том числе – правильно, с запасом планировать время в пути«». Это нужно в первую очередь тем, кто заранее бронирует места в гостиницах для ночлега. Не надо загонять себя до последнего, чтобы добраться до отелей в срок. Планируйте все с запасом. Елена советует оценивать не только расстояния по маршруту, но и возможные задержки из-за пробок, пересечения границ или качества дорожного покрытия. По ее словам, граница с Грузией летом может отнять от 4 до 15 часов времени, а горный серпантин увеличит время в пути минимум в два раза. В интернете легко найти информацию о пробках на границе, есть даже группы «стояльцев» и им сочувствующих в социальных сетях. Что до качества дорог, то по многим регионам можно прочитать отзывы о длительности маршрутов и их проходимости».

Как часто надо делать остановки

Врачи рекомендуют водителям, преодолевающим большие расстояния, останавливаться и непременно выходить из машины каждые 2–3 часа. При таком режиме отдыха находиться за рулем можно до 10 часов. Потом необходим продолжительный сон в течение нескольких часов.

«Двигайтесь, когда устаете, – говорит старший медицинский консультант круглосуточной медицинской информационной службы «Теледоктор-24» Ольга Полякова. – Остановитесь, выйдите из кабины, потянитесь всем телом и разомните ноги. Вы сидите в течение длительных периодов времени, и вам нужно двигаться, чтобы поддерживать кровоток».

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Если сонливость не отступает после такой остановки, не боритесь с нею. Остановитесь в ближайшем месте, где это возможно, и позвольте себе подремать всего минут 15-20. Пассажиры и спутники в это время могут погулять, сходить в магазин или кафе, полюбоваться окрестностями. Главное, чтобы они вам не мешали. Вот что говорит опытный автотурист, преподаватель ряда крупных бизнес школ Алексей Саминский: «Мы с супругой в течение примерно 15 лет традиционно проводим отпуск в путешествии на автомобиле, где только ни побывали! Проезжаем за отпуск 5-7 тысяч километров, за рулем сижу я один. Главный враг на дороге – это сон, ничто так не опасно, как засыпание за рулем. Из опробованных средств лучшее при приступе сонливости – остановиться на обочине и подремать минут 20. В течение первых суток за рулем 3-4 таких остановки позволяют сохранять приемлемый уровень внимания, но потом обязательно потребуется хотя бы 6 часов полноценного сна».

«Исследования показали, что, даже если вы спите менее часа, ваше тело получает достаточный отдых, необходимый для того, чтобы вы не спали ночью, – говорит Ольга Полякова. – Остановитесь на 20-минутный сон сразу, как только он вам понадобится. Не пытайтесь бороться со своей усталостью, чтобы сэкономить время, это очень опасно!».

Частота остановок зависит от ваших биологических часов. «Совам» надо чаще делать остановки утром и при езде в первой половине дня, а «жаворонкам» – наоборот, вечером.

Правильная еда – залог выносливости

Врачи установили, что важное условие бодрости водителя в пути – то, как он питается перед дорогой и во время нее. «Ешьте здоровую пищу перед маршрутом, – говорит Ольга Полякова. – Я знаю, я знаю! Захватывать фастфуд при выезде на дорогу удобно, но жир, соль и сахар утомляют вас. Энергетическая пища состоит из сложных углеводов и белков, которые дадут вам длительную выносливость. Ешьте цельное зерно – 100%, а не с пометкой «содержит цельное зерно». Ешьте постное мясо, фрукты, овощи – хорошие вещи! Эти продукты действительно помогут вам не спать на маршруте. Кроме того, энергию дают витамины В и С. Но убедитесь, что принимаете их со здоровой пищей, иначе ваш организм не впитает их, и вы не поймете всех их преимуществ. Продолжайте перекусывать на маршруте, даже если вы уже правильно поели, прежде чем отправиться в путь. Убедитесь, что ваши закуски полезны для здоровья. Вместо рекламных продуктов, богатых быстрыми углеводами, лучше запастись в дорогу мешком с миндалем».

Читайте также:  Детские тики симптомы причины лечение

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Кофеин, теобромин и другие секреты бодрящих напитков

Больше всего споров вызывает вопрос, какими напитками можно взбодрить себя в пути. В соцсетях то и дело вспыхивают баталии сторонников и противников кофе и энергетиков. «Если оглянуться в историю, природные психостимуляторы были известны людям всего мира с глубокой древности, – говорит Ольга Полякова. – Самым распространенным из них был кофеин. Его источником в странах Ближнего Востока был кофе; в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии – чай; в Америке – растение мате, орехи кола и т.д. Жители Сибири и Монголии использовали аралию, элеутерококк, женьшень и другие растения».

В настоящее время кофеин так же остается популярным ингредиентом «экстракта бодрости», как и в былые годы. Но здесь нас поджидает «засада»: кофеин сам по себе не является энергетическим субстратом, а, как катализатор в двигателе, стимулирует те ресурсы, которые были честно накоплены в течении выходных дней. То есть кофе, черный и зеленый чай, матэ за рулем употреблять можно, но в небольшой дозе, и поможет он только в том случае, если перед дорогой вы хорошо отдохнули. Принцип бодрящего действия кофеина основан на том, что он повышает частоту сердечных сокращений и сужает сосуды. Благодаря этому давление повышается, и это придает бодрости организму. Но данный эффект длится примерно 20-40 минут (в зависимости от дозы). Дальше идет обратная реакция. Сосуды расширяются, давление падает, наступает сонливость.

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

И вот тут начинает действовать теобромин, который является продуктом метаболизма кофеина. Теобромин по своей сути является седативным, то есть снотворным средством. Поэтому сразу после окончания действия кофеина вас будет клонить в сон в два раза больше, чем до кофе. Кстати, кофеин есть только в натуральном, зерновом кофе. А вот в растворимом его почти нет. Зато, в растворимом кофе много теобромина. А значит, в пути он противопоказан.

Считается, что в энергетиках, помимо кофеина, бодрящий эффект придает таурин. Однако количество таурина, содержащегося в энергетиках, недостаточно для того, чтобы произвести какой-либо бодрящий эффект на организм взрослого человека. Но он усиливает действие кофеина со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде сонливости через полчаса-час.

Рецепт эликсира бодрости

Альтернативой может быть обычная вода с лимоном, витамином С, имбирем или сиропом шиповника. А лучше всего приготовить морс по рецепту врачей с Урала. Вот состав их «энергетического напитка», которым делится Ольга Полякова.

  • Корневище и корни элеутерококка – 10 гр.,
  • Плоды шиповника – 20 гр.,
  • Трава хвоща полевого – 15 гр.,
  • Цветки ромашки – 15 гр.,
  • Трава зверобоя – 15 гр.,
  • Плоды черники – 20 гр.

Ягоды и лекарственное сырье перемешиваем, 2 столовые ложки сбора помещаем в термос, заливаем 1 литром горячей воды или горячего ягодного морса и настаиваем 5 часов, затем процеживаем. Принимаем в дороге как бодрящее и общеукрепляющее средство.

Этот сбор годится и для того, чтобы пить его курсами для повышения работоспособности и борьбы с хронической усталостью. В этом случае пить его надо по одному стакану в день утром. Курс – 10 дней. Безопасность и эффективность этого средства проверена на людях молодого и среднего возраста. Но пожилым и страдающим хроническими заболеваниями лучше проконсультироваться с врачом, прежде чем использовать его.

Энергетическое дыхание

Настоящее ноу-хау для автолюбителей – энергетическое дыхание. Как делать за рулем дыхательное упражнение, которое сразу возвращает бодрость, рассказывает руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания Любовь Богданова. «Эти упражнения выручат вас в долгой дороге, а то и сохранят жизнь! – говорит она. – Нужно начать дышать ритмично, без пауз. Скорость дыхания должна быть довольно высокой: один дыхательный цикл (вдох и выдох) в секунду. Глубина дыхания тоже должна быть большой – чем глубже дышите, тем быстрее взбодритесь. Со всей силы втягивайте воздух через нос, а выдох отпускайте без напряжения, расслабленно (будто вы делаете только вдохи), пусть дыхание работает, как насос. Сделайте четыре таких быстрых дыхания, а затем пятое – большое: глубокий и максимально полный вдох, а затем свободный выдох. Отпустите все, даже звук голосом можно издать, пусть это будет такой огромный вздох облегчения после четырех активных дыханий. Вы получили «пятерку» дыханий (четыре коротких, пятое – длинное). Повторите такую «пятерку» дыханий четыре раза – получится 20 дыханий. После небольшого перерыва можете выполнить цикл из 20 связных дыханий еще раз. Но ни в коем случае не делайте подряд несколько раз по 20 дыханий. Иначе запустится такой формат энергодыхания, который влияет на состояние сознания, и его нельзя выполнять за рулем».

Внимание! Если у вас есть серьезные заболевания (гипертония, астма и пр.), то прежде, чем выполнять дыхательное упражнение, проконсультируйтесь с врачом.

Как не уснуть за рулем: секреты бодрости для автотуристов

Что еще предпринять, чтобы проснуться

Лайфхаков, как можно взбодриться и дотянуть до места отдыха, множество. К сожалению, это очень индивидуально: то, что подходит одному, не подойдет другому. Тем не менее вот некоторые наиболее эффективные методы.

Как не уснуть за рулем авто

Длительные поездки за рулём всегда вызывают усталость и особенно сонливость. Особенно это проявляется ночью во время дальнего монотонного пути. Исследования показали, что реакция водителя через 4 часа непрерывной езды снижается практически в два раза, а если за рулём приходиться находиться десять часов подряд, то в шесть раз. Вот почему по статистике из-за сна за рулём совершается примерно 25% ДТП.

Как не уснуть за рулем

Итак, как не уснуть за рулём, быстро снять усталость в дальнем путешествии и благополучно прибыть к месту назначения. Советы дают дальнобойщики, водители с большим стажем, любители автотуризма, автогонщики – все те, кому приходится часто совершать длительные поездки.

1. Сон

Все советы как не уснуть за рулём начинаются с того, что перед дальним путешествием следует хорошенько выспаться. Во время пути тоже следует делать остановки для короткого сна. Показательным примером является известный киноперсонаж Штирлиц, который, почувствовав усталость, заехал на парковку и дал себе возможность несколько минут поспать. Водители говорят, что обычно 30-ти минут хватает, чтобы привести себя в порядок.

Дальнобойщики - как не уснуть

Если путь предусматривает несколько дней в дороге, следует заранее определить пункты для ночёвки. Одним словом, этот совет сводится к тому, что в дорогу следует выезжать выспавшимся. И ещё, перед дальней дорогой не стоит наедаться. Лучше отказаться от гамбургеров, бутербродов и другой сытной пищи, ведь после хорошего обеда всегда клонит ко сну. А планировать начало дальней поездки лучше на ранее утро.

2. Пассажир и другие раздражители

На вопрос как не уснуть за рулём ночью, одним из самых лучших ответов будет – жизнерадостный пассажир, который в дороге является просто незаменимым средством против сна. Беседы, анекдоты, вопросы и ответы – всё это отвлекает от монотонности и не даёт уснуть за рулём. Главное при этом, чтобы сам пассажир не уснул, потому что спящий на пассажирском месте человек усугубляет ситуацию.

Борьба со сном - Собеседник.

Ещё одним средством как не уснуть за рулём на трассе является музыка и пение. Хорошие активные мелодии отвлекают от монотонности. А ещё лучше – это песни и чем громче, тем лучше! Во время пения человек активно дышит, кровь насыщена кислородом, а организм получает дополнительный тонус.

3. Прохлада, воздух, физупражнения и вода

Чтобы не уснуть за рулём следует уменьшить температуру на климатической системе, а лучше открыть окна, впустив свежий, а главное – прохладный воздух. Это всегда стимулирует и бодрит.

Прозладынй воздух - откройте окна

Помогает против сна умывание прохладной водой. В крайнем случае, можно просто протереть лицо влажной салфеткой. Помогают также физические упражнения, которые можно делать как во время движения, так и остановив авто.

4. Тонизирующие напитки

Классический совет как не уснуть за рулём ночью – выпить кофе. Правда, здесь всё очень индивидуально. Кому-то помогает крепкий чай, кому-то – чёрный кофе, а кто-то берёт с собой специальные энергетические таблетки, в состав которых входят витамины, кофеин, таурин. Тут не может быть каких-либо чётких рекомендаций. Каждый водитель выбирает тонизирующие средства, исходя из своих предпочтений и состояния здоровья.

Энергетики для борьбы со сном

Придать бодрости помогают также различные энергетики. Выбор их большой и действуют они быстрее и активнее чем натуральные напитки. Да, и действие их более продолжительное. Однако увлекаться ими медики не советуют. Пользы для здоровья от них, мягко сказать, никакой и вообще рекомендуется в сутки употреблять не более трёх порций.

5. Электронные сигнализаторы – приборы «антисон»

В настоящее время выпускается большое количество специальных электронных устройств в виде наушников, выполняющих роль сигнализаторов усталости. Принцип действия их прост – при наклонах головы они издают тревожные пронзительные сигналы, не позволяющие водителю проваливаться в сон.

Антисон - средство для борьбы со сном

Все эти устройства довольно эффективные, однако полностью доверяться им всё же не следует. Они имеют различную чувствительность, иногда попросту не срабатывают – или голова водителя недостаточно качнулась или просто электронное устройство дало сбой. В общем, вывод такой, иметь такой сигнализатор в дальней поездке, конечно же, следует. Однако полностью перекладывать на него ответственность за предупреждение засыпания за рулём нельзя.

Есть ещё ряд советов как не уснуть за рулём. Среди них такие, как снимать обувь и ездить босиком, есть семечки или сухарики, считать придорожные столбы, таким образом отвлекаясь от монотонной езды. Есть даже такой экзотический совет как много пить, а затем терпеть нужду. Все эти советы можно отнести к разряду довольно сомнительных. Однако надо понимать, что если такие советы существуют, значит они когда-то кому-то они помогли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.