В чем искать причину заикания у детей

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи. Заболевание чаще развивается в детском возрасте, в период от 2 до 6 лет, затрагивая около 3% малышей в мире. Мальчики страдают от заикания в 4 раза чаще девочек.

Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз. Существуют данные, подтверждающие наличие расстройства у египетских фараонов, пророка Моисея, философа Демосфена. Царь Персии Батт также страдал от логоневроза, из-за чего дефект, в том числе, носит название баттаризм.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  • корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Заикание у левши

В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.

Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.

Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.

Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.

Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.

Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.

Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.

Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.

Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.

В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.

Читайте также:  Язвочки во рту как лечить

Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется. Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С

Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.

Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов. Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Тревожно-фобическое расстройство и как оно лечится

Согласно МКБ-10, тревожно-фобическо расстройство – это целая группа нарушений, невротические формы заболеваний, сопровождающихся необоснованным, иррациональным страхом и беспричинной тревогой. Такие поведенческие, физические и когнитивные переживания возникают у человека в определенных ситуациях или во время контакта с каким-либо объектом, а также «в предвкушении» этих моментов.

Это расстройство весьма распространено – им страдает (в разной степени тяжести) 5% населения мира. Оно обычно сопровождает ОКР, невроз, психастению, имеется у половины больных психическими и неврологическими заболеваниями. Что касается «возрастного ценза», то это люди от 25 до 45 лет, большая часть которых – женщины.

Разновидности тревожно-фобического расстройства

В настоящее время исследовано более пятисот фобий. Специалисты поделили их на три обширных группы: специфические (простые), социальные фобии, агорафобия.

Простые фобии

К ним относят страх перед действием, ситуацией, объектом. Это может быть боязнь темноты, определенных животных (собак, пауков, змей, насекомых), отверстий, авиаперелетов, темноты, закрытого пространства, крови, высоты, болезней и т.д.

Как правило, такие нелепые страхи развиваются у маленького ребенка в тот период, когда он начинает познавать мир. У некоторых людей они пропадают в процессе взросления, а у других – остаются на всю оставшуюся жизнь.

Социальные фобии

Страдающие ими люди боятся внимания со стороны и негативной оценки того, что они делают. Поэтому такие индивиды стараются избегать публичных выступлений, нахождения в обществе, вечеринок, людных мест, ответов у доски в школе или вузе, звонков незнакомым абонентам и т. п. Развивается такая фобия обычно в подростковый период.

Социофобы опасаются, что посторонним они будут казаться нелепыми, неадекватными, странными. Беспокоит их и собственная реакция на тревожность: дрожание голоса, покраснение лица, дрожание рук, тошнота.

Агорафобии

Это боязнь оказаться в ситуации, из которой трудно выбраться или где помощь не может быть оказана своевременно. Проявляется она у людей после 20 лет.

Агарофобы боятся ходить в магазин, театр, кино, ездить в общественном транспорте, автомобиле и лифте, оставаться одни в квартире, находится вдали от дома, на открытых пространствах. Прогрессируя, расстройство расширяет свои границы, то есть, тревожных ситуаций становится все больше, и в итоге человек, стараясь избежать их, становится затворником.

Кроме фобий, к тревожно-фобическим расстройствам относят патологии, имеющие яркую поведенческую и когнитивную симптоматику, с сильно выраженной реакцией организма на страх.

  • панические атаки;
  • генерализованное тревожное расстройство;
  • приступы по типу синдрома Да Косты.

Особенности и группа риска

У больного с данным невротическим нарушением затронуты лишь некоторые стороны психической деятельности, при этом его личность не страдает. Мышление у такого человека вполне нормальное, отсутствуют галлюцинации, бредовые идеи, психозы. Он четко осознает свою патологию, при этом ничего поделать не может: постоянно нервничает, беспокоится, не чувствует себя в безопасности.

Этот дискомфорт значительно влияет на всю жизнь индивида, не давая ему нормально существовать в обществе, работать, учится, отдыхать, реализовывать себя творчески.

Тревожно-фобическому расстройству подвержены люди с неврозами, холерическим типом характера, неспособные преодолеть стресс. Большая доля женщин в статистике обусловлена тем, что подтолкнуть к нему могут гормональные всплески во время беременности и послеродовой период. Гормональные изменения могут таким же образом повлиять и на детей в пубертатном периоде.

Читайте также:  Антиаритмические препараты антиаритмики лекарства для лечения аритмии список и классификация

Еще один вариант – влияние родителей. К примеру, ребенок женщины, панически боявшейся тараканов и при каждой «встрече» с ними это демонстрировавшей, тоже будет так относиться к этим насекомым.

В группе риска находятся и люди мнительные, раздражительные, зависимые от чужого мнения.

Причины

Как и в случае с большинством заболеваний психической сферы, точных причин развития тревожно-фобического расстройства специалисты назвать не могут. Но однозначно можно сказать, что этому способствует целый комплекс факторов:

  1. Наследственность. Очень часто в семейном анамнезе больного присутствую предки со склонностями к излишним неконтролируемым реакциям на какой-либо раздражитель, невротическими отклонениями. Это позволяет утверждать, что такая патология может передаваться генами с заложенными нарушениями в протекающих в ЦНС биохимических процессах.
  2. Особенности личности – ранимость, склонность к депрессии, мнительность, тревожность, подозрительность, неспособность бороться со стрессом. Люди с таким типом характера и темпераментом зависят от мнения окружающих, не уверены в себе, не любят критику. В их привычке – длительный анализ ситуации, фиксация на внутренних ощущениях. Даже совсем небольшие изменения они считают опасными.
  3. Депрессия, невроз, ипохондрия, развивающиеся на фоне долгого одиночества, затворничества, потери близкого человека, расставания с любимым.
  4. Особенности воспитания. Ребенок «впитывает» в себя специфику поведения родителей, у него вырабатывается аналогичный алгоритм ответа на стрессовую ситуацию. Если его близкие родственники фокусируются на определенном раздражителе и боятся его, то и у малыша зафиксируется такая же глубина переживаний по поводу этого же объекта или ситуации. Свою негативную лепту в формирование фобий также вносят наказания, семейные конфликты, плохое финансовое состояние, смерть родителя.
  5. Гормональная «встряска» организма – пубертатный период, беременность, послеродовой период.
  6. Нарушение производства медиаторов и их обмена. Дефицит биологически активных веществ приводит к сильному аномальному страху среди прочих невротических реакций.
  7. Употребление психотропов, наркотических веществ, спиртных напитков, курение (никотин имеет возбуждающее свойство).
  8. Хронические болезни. Этот фактор пока имеет статус гипотезы, но вполне заслуживает признания. При гликемии человек испытывает навязчивый страх, беспокойство без видимой причины, возбуждение, иррациональную тревогу. А это симптомы тревожно-фобического расстройства. Почти то же самое происходит при избыточной секреции тиреоидных гормонов, феохромоцитоме (опухоли мозгового слоя надпочечников). Панические атаки свойственны и больным с пролапсом митрального клапана.

Симптоматика

Стоит еще раз напомнить, что при тревожно-фобическом расстройстве симптомы появляются и при попадании в ситуацию или столкновении с объектом страха, и даже при мыслях о них.

Самым распространенным проявлением является приступ панической атаки. На человека стремительно накатывается тревога, он охвачен страхом смерти, ощущает физическую катастрофу, боится сойти с ума, полностью теряет контроль над собой. Давление повышается, сердце бьется быстро, не хватает воздуха, в груди возникает непереносимое сдавливание, боль. Выступает обильный пот, мышцы становятся слабыми, кружится голова, походка расшатывается, теряется равновесие, расстраивается желудок, хочется в туалет. Все это длится несколько минут.

Другие симптомы похожи на проявления синдрома Да Косты (другое название – кардиофобия), который характеризуются приступами, похожими на тяжелые болезни сердца и сосудов. Индивид испытывает, что называется, животный страх, сопровождаемый интенсивными вегетативными проявлениями. Ритм сердца сбивается, прыгает артериальное давление, нарушается дыхание, сильно болит в груди.

Невротическое нарушение демонстрирует также симптомы генерализованного тревожного расстройства. Больной испытывает непонятную тревогу, которая не связана ни с какими обстоятельствами. Он постоянно напряжен, не в состоянии расслабиться, чего-то опасается. Ему тяжело заснуть, а если это и получается, то сон беспокойный, с кошмарами и частыми пробуждениями, во время которых тревога становится просто невыносимой.

Иррациональный страх и сопровождающие его реакции вегетативной системы приводят к тому, что человек начинает избегать мест, в которых у него может произойти приступ. Даже в сопровождении кого-то он не в состоянии себе позволить туда пойти. Чтобы не допустить попадания в такое место, индивид разрабатывает особую стратегию: составляет обходной маршрут, не пользуется общественным транспортом, лифтом, ведет затворническую жизнь, если боится толпы, или, наоборот, стремится быть в ней, если опасается одиночества.

Больной осознанно сжимает круг общения, не желает находиться в обществе, не в состоянии ставить цели и добиваться их. Он не может сосредоточиться из-за неприятных внутренних тревожных ощущений, не может мыслить логически и четко, его подводит память.

Как итог: проблемы на работе, страдает личная жизнь, ее качество, карьера и т. д. И чем дальше, тем хуже. Именно поэтому тревожно-фобические расстройства необходимо лечить незамедлительно, обратившись к специалистам. В Москве их можно найти в Городском Психоэндокринологическом Центре (МГПЭЦ).

Не теряйте времени и идите к врачу, если:

  • вышеупомянутые симптомы сильные и неконтролируемые;
  • тревожность не проходит долгое время, даже если стрессовая ситуация осталась далеко позади;
  • страх находит без причины;
  • боязнь, тревога сопровождается негативными соматическими симптомами;
  • тревожность и физические проявления оказывают негативное влияние на личную и общественную жизнь.

Лечение

Врач – психиатр, психолог или психотерапевт, диагностирует тревожное расстройство с помощью беседы с пациентом и специальных опросников. Ему также необходимо исключить наличие заболеваний, не связанных с состоянием психики (сердечно-сосудистых, неврологических и т. д.). Если они в наличие, то ими уже будут заниматься другие специалисты.

Механизм возникновения страхов на данный момент изучен в полной мере. Поэтому лечение тревожно-фобических расстройств, конечно же, в случае своевременного обращения к квалифицированным специалистам, имеет прекрасный положительный результат. Для этого существуют фармакологические и психотерапевтические методы.

Использование препаратов

Фармакологические средства являются основой лечения тревожно-фобических расстройств. Они помогают купировать острые симптомы патологии и привести в норму психоэмоциональное состояние пациента. В лечении используются транквилизаторы, антидепрессанты, снотворные препараты. Их назначает, выписывает рецепт и дает рекомендации по приему исключительно психотерапевт или психиатр.

1. Антидепрессанты – с их назначения начинают лечение, так как действуют они не сразу, а через 4–8 недель. Чтобы не вызвать побочных действий, которых у них немало, сначала врач выписывают препарат в малых дозах, постепенно повышая ее в зависимости от переносимости препарата пациентом.

Между нервными клетками, составляющими мозг человека, постоянно происходит обмен информацией. Проводником служат химические вещества –мессенджеры. Они участвуют в формировании и чувства страха, тревоги, стресса, а происходит это из-за понижения в них уровня нейромедиаторов – серотонина («гормона счастья») и повышения норадреналина (обладающим сосудосуживающим и прессорным действием). Антидепрессанты стабилизируют их количество, тем самым устраняя тревожность, снижая давление, успокаивая сердце.

2. Транквилизаторы – психотропные, успокоительные средства, снижающее беспокойство и тревогу, устраняющие панику. Обычно это препараты группы антиксиолитиков – бензодиазепины, деликатные дневные средства мягкого и быстрого действия, пропивают которые небольшим курсом. Их успокаивающее действие обусловлено тормозящим действием на клетки мозга и расслаблением мышц, уменьшающим физическое напряжение.

3. Снотворные средства. Они необходимы тем пациентам, кто страдает бессонницей. Принимают их короткий период (не более 4 недель) прямо перед сном.

Все вышеупомянутые медикаменты имеют те или иные побочные эффекты, разную степень привыкания и синдром отмены.

Психотерапия

Такой метод лечения тревожно-фобических расстройств позволяет пациенту осознать причины своего состояния, а потом их ликвидировать. Специалист выбирает способ коррекции в зависимости от тяжести симптомов и специфики нарушений психики. Иногда достаточно лишь доверительной беседы с больным, но чаще необходимы более «продвинутые» методики.

Чаще всего используется когнитивно-поведенческая терапия. В ее основе лежит такая идея: мысли оказывают большое влияние на чувства и поведение человека. То есть, само событие на нас оказывает незначительное воздействие, а гораздо большее значение имеет то, что мы при этом думаем и как оцениваем его важность. Получается, мы сами себя «накручиваем», когда в реальности ничего нам не угрожает.

Когнитивно-поведенческая терапия в виде индивидуальных и групповых сеансов позволяет пациенту с помощью специалиста распознать свои мысли и идеи, сдвинуть их в положительном направлении. Так человек учится трезво оценивать действительность, рассудочно к ней относится, корректировать негативные эмоции. Он перестает бояться физических симптомов паники и способен на них адекватно реагировать, «гасить». Больной перестает придумывать тактику избегания, получает навыки контроля тревоги путем расслабления и особой техники дыхания.

Читайте также:  Бактерия хеликобактер пилори

Если с помощью такой терапии не удается обнаружить пусковой механизм расстройства, тогда в ход идет психосуггестивный метод – гипноз. При погружении в транс пациент как бы возвращается в прошлое, вновь окунается в приведшую к появлению патологию ситуацию. Так как теперь это происходит в комфортных для него условиях и благодаря мягкому внушению гипнолога, больной полностью освобождается от навязчивого страха.

Психотерапия – весьма эффективный способ лечения тревожно-фобических расстройств, к тому же она не имеет побочек и синдрома привыкания, как в случае с медикаментозным лечением. Результат от такого варианта лечения долгосрочный, а полученные навыки можно удачно использовать в жизни.

Следует знать: при ранней стадии болезни успешно используется только психотерапия, а вот если она запущена, то к ней присоединяют и медикаментозную терапию.

Как уже говорилось, тревожное расстройство особой опасности для жизни не несет, а только лишь ухудшает ее качество. Опасность патологии в том, что относясь к этому заболеванию халатно и запуская его, можно заполучить более тяжелые и опасные психические недуги. Поэтому своевременное обращение к специалисту жизненно необходимо, тем более что в 80 % случаев происходит излечение.

Как лечить невроз у детей: мнение педиатра

Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.

Особенности формирования невроза у ребенка

Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.

Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.

Стоит выделить основные «‎неадекватные» типы воспитания:

  • Недостаточное уделение внимания малышу — «‎ гипоопека » .
  • Избыточное уделение внимания — « гиперопека » .
  • Жестокое воспитание.
  • Авторитарное воспитание.

Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка. Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу. В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.

Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов. Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма. Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).

Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент. Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом. При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в « классические » , как у взрослых.

невроз у детей

При неврозах у детей часто встречается заиканияе.

Виды и симптомы неврозов

Существуют такие виды общих неврозов, как:

  • Истерия . У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко « притворяются » . Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
  • Неврастения . У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
  • Навязчивые состояния . Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.

Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:

  • Тики . Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
  • Заикание . Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье .
  • Энурез . Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).

Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения .

Лечение невроза у детей

Основным способом лечения является психотерапия.

Психотерапия способствует:

  • Улучшению обстановки в семье.
  • Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
  • Коррекции воспитания малыша.

Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная. Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем. Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.

психотерапия

Основным способом лечения неврозов является психотерапия.

Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.

Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:

  • Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
  • Седативные средства: валериана, пустырник и др.
  • Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид) ; настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
  • Полезны ванны (хвойные).
  • В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).

Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.

Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.